Московский метрополитен – это социально значимый объект повышенной опасности с массовым пребыванием людей. Именно поэтому к установке пожарной сигнализации и проектированию противопожарных систем уделяют особые, повышенные требования.
Рассмотрим, как производится установка пожарной сигнализации на современной станции метро.
В данной статье будем рассматривать:
1. Нормативная база для проектирования пожарной сигнализации и противопожарной автоматики, на проектах московского метрополитена и требования по установке пожарной сигнализации в метро;
2. На каких системам в основном реализуется пожарная сигнализация в Московском метрополитене;
3. Автоматика противопожарных мероприятий, какие системы задействованы.
Нормативная база
Помимо основных требований нормативной базы, к которым относится Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 № 123-ФЗ и СП5.13130.2009, Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, проектирование и установка пожарной сигнализации регламентируются специальными техническими условиями (СТУ) и СП 120.13330.2012 «Метрополитены».
Требования типового СТУ к проектированию и установке пожарной сигнализации и оповещению о пожаре я выделю в отдельной статье.
На каких системам в основном реализуется система пожарной сигнализации в метрополитене
В основном, на современных станциях метро применяют системы пожарной сигнализации на оборудовании – Адресно-аналоговый прибор СФЕРА 8500.
Система состоит из следующих основных блоков:
1. Автоматизированная рабочая станция (АРМ). АРМ располагается в помещении диспетчерской;
2. Центральная станция Сфера 8500;
3. Всевозможные пульты управления и панели индикации;
4. Модули адресного шлейфа МАШ-4;
5. Шлейфы пожарной сигнализации, объединяющие между собой адресные извещатели системы пожарной сигнализации.
6. Прибор приёмо-контрольный ПИМ 530Д.
7. Аспирационная система TItanus Pro·Sens
Для противопожарной автоматики применяют
8. Силовые реле M201E-240
9. Модули контроля М210Е и М220Е
10. Адресные расширители Ф-АР5008
Из интересного по данному перечню.
Прибор приёмо-контрольный ПИМ 530Д – к данному прибору подключается термокабель, который прокладывается в тоннеле метрополитена. При повышении температуры вокруг термокабеля выше 68 C си система переходит в режим «пожар». В тоннеле прокладывается по два кабеля с каждой стороны тоннеля, и длина зоны обнаружения возгорания до 1220 метров.
Извещатель пожарный аспирационный TItanus Pro·Sens подключается напрямую к системе вентиляции, а конкретнее в вытяжную вентиляцию. Забор воздуха производится непосредственно из короба вытяжной вентиляции и производится анализ наличия продуктов горения в воздухе.
При проектировании системы пожарной сигнализации, учитывая планировку станции меторополитена, в вестибюлях станций метро и над путями применяют линейные извещатели дыма.
В остальных служебных помещениях используют точечные дымовые адресно-аналоговые извещатели.
Схематично систему противопожарной защиты можно представить так:
Автоматика противопожарных мероприятий, какие системы задействованы.
При возникновении пожара осуществляется выдача сигналов о пожаре в помещение с круглосуточным дежурством (ДПС), а также формирование управляющих сигналов в следующие системы противопожарной защиты и инженерные системы здания:
- ГГО на включение системы речевого оповещения в пассажирских зонах станции;
- СОУЭ на включение системы звукового оповещения в административных, служебных и технических помещениях;
- системы СКУД, АСОП и АСОД на разблокировку дверей эвакуационных выходов, турникетов и дверей лифтовых холлов;
- системы управления лифтами на перевод их в режим «Пожарная опасность»;
- систему автоматизации и управления электромеханических устройств на отключение общеобменной вентиляции, а также на управление системами противодымной защиты.
В дежурном режиме общеобменная приточно-вытяжная вентиляция работает в штатном режиме, огнезадерживающие клапаны открыты, клапаны дымоудаления и подпора воздуха закрыты, системы ДУ и ПД не работают и находятся в режиме автоматического управления. Светоуказатели «Выход» и направления движения к выходу находятся во включенном состоянии и не требуют управления при пожаре, так как расчетом риска подтверждена возможность эвакуации со станции в любом направлении до наступления опасных факторов пожара.
При получении сигнала о пожаре от установок АУПС и/или АУПТ, в автоматическом режиме или от кнопок на пульте управления СФ‐ПУ8016‐НП, установленном в помещении ДПС, в дистанционном режиме происходит:
- отключаются системы общеобменной вентиляции с одновременным закрытием огнезадерживающих клапанов - без временной задержки;
- открываются клапана дымоудаления и подпора (для систем, обслуживающих несколько отметок, клапана открывается адресно на этаже пожара)- без временной задержки;
- включаются вытяжные системы дымоудаления –без временной задержки.
- включаются приточные системы дымоудаления - с временной задержкой 20 сек.
- опускаются противодымные шторы на платформе на высоту 2-2,5 м от уровня платформы - без временной задержки.
Формирование управляющих сигналов в автоматическом режиме осуществляется при срабатывании не менее 2-х автоматических пожарных извещателей, расстановка которых в соответствии с п. 14.1 СП5.13130.2009 производится на расстоянии не более половины нормативного, включенных по логической схеме «И»; одного ручного пожарного извещателя и/или получении сигнала о пожаре от автоматических установок пожаротушения.
Это коротко, как устроена система пожарной сигнализации и противопожарной автоматики в Московском метрополитене.
Читайте наши статью установка пожарной сигнализации на иных объектах функционального назначения.
Если Вам нужен монтаж пожарной сигнализации или проектирование пожарной сигнализации, обращайтесь в ПроектСтройИнтеграция. У нас большой опыт установки пожарной сигнализации, выполним все работы по нормам и ГОСТам.